|
|
Сергей Д╦мкин
Тайна "города упавших камней"
|
В 1927 году американский археолог Ф.А.Митчел-Хеджес в╦л раскопки обнаруженного в джунглях Британского Гондураса "Города упавших камней" Лубаантуна, древней цитадели индейского народа майя. Больше недели с помощью своей дочери-студентки он разбирал остатки массивной стены, рухнувшей на алтарь разрушенного храма. Тяж╦лую, монотонную работу скрашивала лишь надежда, что под грудами камней скрываются барельефы и рисунки, которые, возможно, прольют свет на многочисленные загадки исчезнувшей цивилизации.
Однако Митчелу-Хеджесу суждено было лишь прибавить к ним ещ╦ одну.
Археолог уже собирался закончить работу, как вдруг заметил, что в груде щебня и мусора, на которую упал луч заходящего солнца, что-то ярко сверкнуло. Неужели золотое украшение? Археолог принялся осторожно, по камешку разбирать завал.
Нет, это было не золото, а череп из полированного кварца. Местами в н╦м просвечивали дымчатые пятна и маленькие шарики, похожие на пузырьки воздуха, однако ни трещин, ни царапин не было. Оставалось только гадать, как он уцелел под завалом.
Рассматривая находку в лагере, Митчел-Хеджес не уставал поражаться искусности е╦ исполнения, умению передать мельчайшие детали. Огромные глазницы, ослепительные зубы придавали черепу мрачный, роковой вид.
Позже Митчел-Хеджес приш╦л к выводу, что его находка играла важную роль в религиозных обрядах майя, была тем самым "Черепом смерти", который упоминается в древних преданиях. В тайных покоях храмов верховные жрецы часами всматривались в пустующие глазницы, желая погибели своим врагам.
Искусствовед-реставратор Фрэнк Дорланд целых шесть лет изучал находку из Лубаантуна. Рассматривая е╦ под микроскопом, он установил, что череп был высечен из цельного куска кварца без применения металлических орудий, а затем отполирован. На это, по мнению исследователя, потребовалось бы никак не меньше...тр╦хсот лет. У "Черепа смерти" нижняя челюсть подвижная, поскольку она закреплена в полированных гн╦здах. Если его подвесить, то достаточно л╦гкого дуновения ветерка, чтобы челюсть начала двигаться, создавая впечатление разговора.
За сотни лет до появления современной волоконной оптики и физики световодов древние мастера сумели добиться удивительного оптического эффекта с помощью сложной системы призм, линз и полых каналов. Так, если под висящим черепом поместить горящую свечу, его глазницы озарятся ярким светом, а то и начнут испускать тонкие лучи. На череп можно проецировать какой-нибудь освещаемый предмет, расположив его в определ╦нном положении.
"Можно себе представить, какой эффект создавал висящий в полутьме над алтар╦м череп со сверкающими глазницами, двигающий челюстью, изрекающей повеления богов, -- писал Дорланд. -- Тем более, когда в н╦м можно увидеть любые предметы реальной действительности -- лица людей, горы, зверей, плоды собственного воображения в переливчатой игре туманных пятен... Я сам наблюдал эффект, который оказывает этот череп из кварца на впечатлительных людей. У одних учащается пульс, другие испытывают жажду или ощущают различные запахи, некоторые засыпают. Жрецы, которые умело пользовались этими эффектами, могли прослыть действительно всемогущими".
Дорланд выдвинул версию, что "Череп смерти" был изготовлен в Древнем Египте либо в Вавилоне и позднее перевез╦н в Центральную Америку, где майя завершили его полировку и усовершенствовали системы призм и линз.
Возможно, у уч╦ных будут и другие версии о назначении, происхождении и загадках лубаантунской находки, хранящейся теперь в Музее американских индейцев в Нью-Йорке. Пока же вопросов больше, чем ответов, что и подтверждает заключение эксперта-минералога из фирмы "Хьюлетт-Паккард", привед╦нное в журнале "Аргоси": "Проклятая штуковина просто не должна существовать на свете. Те, кто е╦ высекал, не имели ни малейшего представления о кристаллографии и совершенно игнорировали оси симметрии. Она неминуемо должна была разлететься при обработке. Почему этого не случилось, выше моего разумения".
|