Работа над проектом федерального закона " Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств " насчитывает в нашей стране не одно десятилетие. Подготовленный в начале 90-х годов САГО - как именуют законопроект для краткости ¾
после одобрения правительством был рассмотрен Президиумом Верховного Совета РСФСР и направлен в палаты и комитеты Верховного Совета РСФСР. Впрочем, сама идея закона о САГО возникла в нашей стране еще в 1924 году.
Теперь закон одобрен в двух чтениях. Как он отразится на жизни общества? Об этом ¾
в беседе корреспондента " ДП " с депутатом Владимиром Тарачевым, одним из разработчиков законопроекта.
¾
Владимир Александрович, когда реально начнет работать этот закон?
- У закона практически отсутствуют оппоненты, поскольку ко второму чтению мы переработали законопроект так, чтобы удовлетворить почти всех. Неизменной осталась концепция закона, по которой в случае дорожно-транспортного происшествия должны быть социально защищены - выражусь так - и автовладелец, и пешеход. Приходится по сей день объяснять, что хозяин машины страхует не свой автомобиль, а гражданскую ответственность перед третьими лицами. Бремя ответственности же возлагается не на государство, а на страховые компании. Мы вернулись к варианту, предусматривающему, что страхование жизни, здоровья гражданина и его имущественных интересов - читай: " железа " - будет единовременным. В первом же чтении было стремление развести эти категории.
Вспомним также опасения администрации президента и правительства: они были уверены, что аккумулировать огромные средства в одном " денежном мешке " нельзя. Ведь по нашему закону будет собрано порядка четырех миллиардов долларов, и, когда в первом чтении прошло положение о так называемом гарантийном фонде, где эти суммы и должны скапливаться, исполнительная власть справедливо обеспокоилась. Поэтому ныне, согласно закону, деньги останутся на счетах страховых компаний - счетах, средства с которых не могут быть использованы для выплаты по иным страховым случаям. Представьте себе элементарную ситуацию, " страховой случай без ответчика " : вы вышли во двор и увидели помятый бампер вашей любимой машины. Так вот, страховая компания выплатит вам средства со своих счетов, но потом получит возмещение из минимальных средств, аккумулированных профессиональным сообществом страховщиков, которое будет заменять собой пресловутый гарантийный фонд.
По моим подсчетам, из 1.400 существующих ныне страховых компаний в сообщество войдут примерно 300-400, те, которые соответствуют требованиям закона. В период с момента принятия закона и до его вступления в силу 1 января 2003 года, они должны успеть заключить систему договоров, охватывающую всю Российскую Федерацию. Для чего? Представьте, что москвич выезжает на автомобиле в отдаленный город N , где и попадает в ДТП. Тогда платит именно местная страховая компания, имеющая лицензию и заключившая договоры со столичной компанией. После чего она получает из Москвы компенсацию.
После третьего чтения закон рассмотрит Совет Федерации, потом его подпишет президент. Тогда он и вступит в силу. Надеюсь, что это случится уже скоро.
Необходимо создать информационную систему. Простейший пример. Вы ¾
автовладелец, которого останавливает сотрудник ГИБДД. Вы объясняете ему, что забыли свой страховой жетон дома под подушкой. Согласно поправкам, которые мы одновременно вносим в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), он может вас предупредить - если поверит в вашу честность. В случае, если же вы нарушили закон и в обязательном порядке не застраховали гражданскую ответственность, он имеет право оштрафовать вас на пять - семь МРОТ. Есть только одна мелочь: он должен знать, вы говорите ему правду или пытаетесь обмануть. По рации сотрудник ГИБДД запрашивает информацию у ближайшего поста, оборудованного сетевым компьютером.
Вот и считайте, что выгоднее. Водителя, нарушившего закон, может оштрафовать каждый сотрудник ГИБДД, стоящий на его пути. Хотя цена вопроса для среднестатистического автомобиля - в Москве, где вероятность ДТП крайне высока - всего полторы тысячи рублей. Примерный эквивалент одного штрафа.
- Как удалось снять аргументы, что владелец " среднестатистического автомобиля " не имеет средств для приобретения страхового полиса?
- Мы ввели схему льготной оплаты страховки. Если вы относитесь к категории " подснежников " и выезжаете на дорогу только летом или просто ездите шесть из двенадцати месяцев, можете получить полис и на этот срок. К тому же по закону каждый субъект Федерации вправе предоставлять свои региональные льготы. Льготы льготами, но если уж вы решили приобрести автомобиль, то сразу включайте в сумму своих расходов ежегодное приобретение страхового полиса. Статистика показывает: раз в три года каждый автовладелец минимум царапает свою машину, так что страховая сумма, которую мы определили к выплате - 400 тысяч рублей - позволит и вылечить пострадавшего в ДТП, и отремонтировать автомобиль.
Обязательное страхование не означает одинаковой цены страхового полиса. Необходимо учитывать марку машины, год ее выпуска, водительский стаж страхователя. Значит, тариф будет индивидуальным для каждого автовладельца. А вот базовый тариф, который определит правительство, - один. Оно же разработает и систему повышающих и понижающих коэффициентов. Закон должен экономически заинтересовать человека соблюдать правила дорожного движения. Если в течение двенадцати месяцев вы не совершили ни одного ДТП, то в следующем году страховая компания к вашему тарифу применяет понижающий коэффициент, и вы платите меньше. Соответственно, если по вашей вине произошло несколько ДТП за срок действия страхового полиса, тариф на будущий год вырастет.
- Все-таки уточним: представьте себе человека, который пожелает застраховать свою ответственность на большую сумму. Сумеет ли он это сделать?
- К полису обязательного страхования компания может одновременно предложить полис добровольного страхования. Уверен, что владельцу хорошей иномарки страховой агент порекомендует поступить именно так.
- Значит, гора с плеч?
- Боюсь, мы попадем в цейтнот. Времени, остающегося до вступления закона в силу, не хватит, чтобы сплести " информационную паутину ", " паутину договоров " между страховыми компаниями. Времени недостаточно и для того, чтобы страховой надзор разработал образцы новых договоров. Как бы не пришлось нынешней осенью откладывать минимум на полгода, а максимум на год, вступление закона в силу.
Коллега В.Тарачева, депутат Владимир Южаков, рассказал корреспонденту " ДП " , что его подвигнули на внесение нескольких поправок в закон его избиратели, а именно водители, работающие в автотранспортных организациях, и сотрудники местных страховых компаний. После того, как в Саратовской области узнали о подготовке законопроекта, парламентарию-земляку - хотя САГО не сфера его законодательных интересов - пришлось провести несколько общественных слушаний, в ходе которых ему дали наказ: голосовать " за " . По мнению водителей, закон облегчит решение конфликтных ситуаций на дорогах, устранит случаи, когда автовладельцы, нанесшие вред, затем расплачиваются своим имуществом.
Кажется, мы поняли, что свободный человек в свободном обществе не свободен от гражданской ответственности перед другими свободными людьми.