Михайлова Юлия Александровна.
В исключительно сложный символический рисунок "Снежной маски" А. Блока
вплетены мотивы цветка, так же, как и все прочие образы цикла, обремененные
ассоциациями с самыми разными культурными пластами. Так, с темой голубого
цветка, имеющей цитатный характер (Новалис), в произведение входит традиция
немецкого романтизма и сразу же обозначается идеальный план - мир мечты,
небесной возвышенности. Выстраивается романтическая модель Двоемирия, и
голубой цвет обозначает потустороннее, запредельное небо, недостижимое,
но влекущее человека, устремленного к идеалу, жаждущего любви и гармонии.
В то же время, поскольку голубой цветок принадлежит вечности, пролегающей
за порогом бытия, он оказывается и "спутником смерти".
Символом жизни, страсти в цикле выступает мак - красный цветок, наделенный
в культурной традиции сложной и неоднозначной семантикой.
Прежде всего многозначен сам красный цвет (и все его оттенки). Красный
- цвет крови, которая, по представлениям древних, была воплощением, вместилищем
души и потому олицетворяла жизнь; это цвет огня - первостихии амбивалентной,
как и все изначальные мифологемы. Огонь - это и тепло, и пожар, и жизнь,
и смерть, и очищающее, и губительное начало. Потому красный цвет олицетворял
и солнечный благотворный жар, и небесные грозы; он связывался с одухотворенным
образом пророка, с ночным пурпуровым заревом пожара. Таким образом, сам
небесный огонь неоднозначен (с одной стороны, - свет, тепло, с другой -
карающие громы и молнии). Кроме того, огонь принадлежал не только небу,
но и адской бездне. Потому с красным цветом связаны мотивы беспокойства,
тревоги - то душевное состояние, которое характерно для лирического героя
"Снежной маски".
Но в имени твоем безмерность
("Ушла")
Не менее сложна символика самого мака - красного (аленького) цветка,
чья яркая окраска находится в некотором контрасте с наркотическими свойствами
маковых зерен. В мифопоэтической традиции мак связан со сном и смертью.
Его происхождение в мифах и в фольклоре сопрягается с кровью убитого человека
или дракона. Цветок этот использовался в колдовстве (ему приписывалась
магическая сила), а также в гаданиях, предсказаниях, в ситуации выбора.
В нидерландской и немецкой живописи ХV-ХVI в.в. цветущий мак изображался
либо как целебно-магическое растение, либо как "цветок смерти", отмечающий
границу "мира иного" (например, у Босха). У художников-символистов это
один из излюбленных "цветов зла".
А. Блок неоднократно обращается к символике мака, художественно используя
и претворяя разные его возможности и смыслы. С маком связана лирическая
героиня цикла, и прежде всего ее глаза. Взгляды, взоры играют в художественной
системе А. Блока огромную роль. Глаза героини "Снежной маски" наделены
магической притягательностью, но в то же время "светят мглой", полны "снежного
мрака", они могут "поселить в сердце страх". Взор ее "пронзает" сердце
"как стрела", "сковывает". Это все образы, втянутые в семантическое поле
смерти: мрак, мгла, снежность, ночь, сковывание, пронзание и т.д. Все эти
образные детали переплетаются с символикой мака, которому также уподоблен
взгляд героини цикла:
То горят и дремлют маки
("Прочь")
Контраст огня и дремотности, жизни и смерти, полыхания, действия и сонной
успокоенности, характерный для "маковой" символики, в сочетании с образами
снежности, ночи, мглы, создают исключительно сложный синтез многократно
умноженных антитез. Полярности подчеркиваются и сталкиваются, сращиваются,
пронизывают друг друга. Холодная снежная гибельность и сияющая вьюжная
красота; полыхающий красный огонь - прекрасный и злой одновременно. Эти
сами по себе контрастные ряды еще и накладываются один на другой у А. Блока,
образуя сложный мир "пограничья", жизни/смерти, земли/ада, верха/низа,
льда/пламени. Не случайно поэтому в цикле появляются именно те цветы, которые
наиболее ярко выражают разные (полярные) смыслы.
Наряду с маком таким цветком в "Снежной маске" становится лилия.
В косых лучах вечерней пыли,
("Ушла")
В этом стихотворении упоминанию лилии (белой) предшествует гиацинт ("но
гиацинты ждали") - красный. То есть сохраняется характерное для цикла сопряжение
красного и белого, жизни и смерти, огня и холода. В этом ключе обращает
на себя внимание сочетание "нильских лилий", где просматриваются ассоциации
белого цветка и египетского (южного) жара, вписывающиеся в общий эмоционально-образный
строй цикла.
В мифологии лилия амбивалентна (как, впрочем, все мифологемы). Белая
лилия ассоциируется с чистотой, невинностью. С другой стороны, лилию связывают
со смертью и загробным миром. Изначальная амбивалентность перерастает у
А. Блока в романтическую контрастность. Его лирическая героиня нежна, как
лилия, "слабость" ее рук беззащитна и невинна, но в то же время она может
"темным взором острой боли живое сердце" полоснуть. Любовь в земном неблагополучном,
катастрофичном мире оборачивается трагедией. Разворачивая свой лирический
сюжет, А. Блок использует все накопленные культурой содержательные и образные
возможности, но при этом переосмысляет их и творчески пересоздает, сплавляя
в неповторимом художественном целом.