Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

04.10.2000
17:37

105 лет со дня рождения Рихарда -орге

04.10.2000
17:34

В "Электронных пампасах" обновление: по заявкам читателей мы опубликовали вторую часть расcказов Кургузова

04.10.2000
09:50

Дмитрий Крылов "О двух источниках нового"

04.10.2000
09:37

Дорога в космос проложена Россией

04.10.2000
00:32

Дом, в котором жил поэт

04.10.2000
00:18

Осторожно - новый вирус!

03.10.2000
12:21

К 7-летней годовщине событий 1993 года Владимир Хлумов нашел послание "Стреляющим по оранжевым листьям"

03.10.2000
09:08

Новые стихотворения Татьяны Куцубовой

03.10.2000
00:52

105 лет со дня рождения Сергея Есенина

    "О, Русь! Взмахни крылами..."

    На исходе XX века, ровно через двести напророченных Гоголем лет, можно констатировать, что именно в Есенине трагически исполнилось пророчество о новом пушкинском явлении русской культуры.

    В своем дневнике в записи от 9 марта 1915 Александр Блок зафиксирует случайную, на первый взгляд, встречу, по сути, двух миров, двух культур: "...Днем у меня рязанский парень со стихами... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык".

    Гой ты, Русь моя родная!
    Хаты, в ризах образа...
    Не видать конца и края,
    Только синь сосет глаза...

    Действительно, язык Есенина есть своего рода "пятое измерение", обнимающее собой пространственно-временной духовный космос России от начала ее промыслительного прорастания в мире и в мир. Это не сама история, а ее эпическое мета-бытие, "мир таинственный, мир мой древний". Стихи о России так, как писал Есенин, уже никто не сможет написать. Потому что нет той России. Об этом он уже в 1918 пророчески воскликнет: "Не ты ль так плачешь в небе, Отчалившая Русь?"

    И еще одно чудо Есенина: удивительно, как вокруг него, крестьянского сына, стала складываться "культурная аура", к нему как бы "притягивались" главные события, люди, идеи той эпохи. С ним считаются Блок и 3. Гиппиус, А. Белый и Д. Мережковский, Н. Гумилев и А. Ахматова, члены царской семьи и революционная элита от Троцкого до Кирова и Луначарского, вожди литературных салонов и комиссары в кожанках из органов внутренних дел. Его принимает Европа и Америка, Кавказ распахивает ему дружеские объятия. И все это уложилось в короткий отрезок времени -какие-то десять лет от его стремительного

    вхождения в литературу до мучительной гибели.

    Видимо, такова была некая сверхзадача русской истории - вынести именною есенинскую судьбу, самое талантливое в своем народе, на роковое перепутье эпох, в эпицентр мировой катастрофы с ее мнением душ и смятением умов. Таким евро-пейским умам, как Н. Бердяев, С. Булю И. Ильин, Г. Федотов, В. Розанов, П.Флоренский, предстояло осмыслить невероятные вещи: целых три революции и крушение вековечного государства Российского. А тут молодая отчаянная голова, полна ветра рязанских раздолий и домашнего тепла "избяных заповедей" - и тоже туда же, в ту же бучу, с размаху. Как здесь было не надорваться?!

    Но все-таки, при безусловной очевидности незаурядного дарования поэта, самой неразгаданной человеческой, философской, религиозной проблемой его творчества, достойной сюжета мировой истории, является сам Сергей Есенин, его личность и судьба.

    Непохожесть Есенина на других в том что он сразу, с самых первых стихов оказался у цели, в родной стихии - в России, природы, земли.

    Но есть и какая-то болезненная таи в другой есенинской теме, в той onaснойi игре, где все переплеталось - и чистота первых стихов ("Я хочу быть отроком светлым"), и его душегубительные срывы в богохульство, в соблазненность темной силой, закончившейся самоубийственной чертовщиной поэмы "Черный человек". Мы не судим его, да и не имеем на это право. Речь о другом. В Есенине кровоточат наши собственные грехи, до сих пор неизбытые. Он со-кровный нам "русский грешник". И в этом еще одна значимая сторона его современности, актуальности для нынешнего соблазненного и соблозняемого времени.

    "Моя лирика жива одной большом бовью, любовью к Родине, - признавался он. - Чувство Родины - основное в моем творчестве".



02.10.2000
10:53

Владимир Варава, "Восстановление святынь"

02.10.2000
10:25

Известия о сетевых войнах и фонде Павловского

02.10.2000
09:40

Олег Павлов, "Родная речь"

01.10.2000
21:40

Тираж "Русского переплета" превысил 18 000

30.09.2000
10:22

Два эссе Максима Кузина

30.09.2000
10:07

125 лет со дня рождения С.Н.Сергеева-Ценского (1875-1958)

29.09.2000
23:34

Компьютерный Альбрехт Дюрер

29.09.2000
16:06

Христианские начала экономической этики

29.09.2000
15:21

Юлий Андреев начинает обгонять по популярности Валерия Сердюченко и тот посылает стрелу в Дана Дорфмана

29.09.2000
07:52

Маргарита Сосницкая, "Круговорот вещей в литературе"

29.09.2000
07:46

180 лет со дня рождения Ивана Егоровича -абелина

<< 541|542|543|544|545|546|547|548|549|550 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100