В начале марта
в столице Кубани, в библиотеке имени Н.А.Некрасова, состоялось отчётно-выборное
собрание Краснодарского отделения Союза российских писателей. Более тридцати поэтов,
прозаиков, литературных критиков съехались со всей Кубани, чтобы обсудить дела
творческой организации.
Перед началом
собрания авторы дарили экземпляры своих недавно вышедших книг
друг другу и в фонд библиотеки -
<некрасовки>. Правда, их было не так много. Потому что ныне издать книгу - это
подвиг, из-за непреодолимых финансовых трудностей. Где взять на неё деньги? Например, поэт
Николай Николаевич Татаркин, из Новороссийска, доверительно рассказал мне, что свою
книгу стихов <Небесный звон> издал в столице Кубани, а обошлась она ему в 64
тысячи рублей, при тираже в 500 экз. Деньги
собирали всем миром, те, кто почитает его талант. Теперь перед ним стоит ещё
более тяжёлая задача - распространить тираж хотя бы по минимальной цене, чтобы
окупить затраты. Подсчитайте: 64000 делим на 500 - равно 128. Это себестоимость
одной книжки. Купят же её в лучшем случае за сто рублей. Убыток будет 14 тысяч.
А где же прибыль? Какой интерес писать, издаваться?
Да и как реализовывать? Стоять поэту на
рынке и зазывать толпу? К несчастью, за
годы ломки страны исчезла и былая система распространения книжной продукции. Писатель остаётся один на один со своей книгой, будь она хоть
как интересно и талантливо написана. Вряд ли она дойдёт до читателя вообще. Вот это и есть умерщвление литературы. К сожалению, нынешние власти делают вид,
будто их не касается присловье:
<Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами>.
Хотя, правда,
был дан лет пять назад единственный на край президентский грант В.В.Путина для
издания сборника рассказов <Соло для колибри> талантливой писательницы Елены
Лобановой. Конечно, спасибо, но не маловато ли? Откуда же возьмутся нынешние
Гоголи и Достоевские, Есенины и Маяковские? Без государственной поддержки?
Попутно замечу, что скромная учительница
русского языка одной из краснодарских школ Елена Александровна Лобанова
благодаря гранту и читательской поддержке выпустила уже третью книгу в Москве и
обрела широкий круг читателей благодаря своему таланту.
Поскольку председатель правления
В.А.Домбровский в ноябре снял с себя полномочия по причине тяжёлой болезни,
отчётный доклад сделала молодая поэтесса Анна Мамаенко, подробно рассказав, чем
занималось правление. Члены союза и активисты выступали перед кубанцами со
своими произведениями. Творческие бригады выезжали в Ростов, Кущёвскую, Горячий
Ключ и другие места. В Краснодаре встречи проходили в библиотеках, Дворцах
культуры. Иногда члены СП объединялись с музыкантами, певцами, эстрадниками. Проведены
семинары молодых литераторов, по итогам которых были названы кандидаты на приём
в Союз писателей. Появились новые имена.
Работу правления писатели признали
<удовлетворительной>. Собрание не было торжественно-помпезным, скорее,
наоборот. Такое ощущение, что после глубокого погружения достигнуто дно и
начался процесс выталкивания наверх с ещё имеющимся запасом воздуха. Если задержаться,
то можно и не всплыть. В обсуждении доклада участвовали несколько человек. Особенно
запоминающимся было выступление Владимира Дмитриевича Петелина из департамента
культуры, ответственного за связи с творческими Союзами. Он сориентировал присутствующих
на ожидание реальных подвижек в будущем. Все ждут сейчас принятия Госдумой <-акона о творческих Союзах>,
который повысит ответственность региональных властей. Не дожидаясь -акона, во
многих регионах заботятся о книгоиздательстве, перспективным писателям платят
стипендии, оказывают помощь в издании и распространении книг. Департамент
культуры выступает, как заказчик на
закупку книг наших авторов для библиотек края. А так же рекомендует библиотекам
пропагандировать местное творчество среди молодёжи, активных читателей.
Собрание
поддержало выдвинутую на правлении кандидатуру Владимира Викторовича Рунова на
должность председателя. В. В. Рунов получил решающее большинство голосов. Много
лет он руководил радиотелевидением Кубани, в настоящее время -
декан факультета теле-радиовещания Краснодарского университета культуры и
искусства. Фигура известная, авторитетная. Как писателя, его знает широкая
публика, книги читаются нарасхват,
московские критики назвали его <блистательным беллетристом>. Свою первую речь
перед собранием В. В. Рунов произнёс в обнадёживающем тоне, перемежая серьёзные
слова блёстками присущего ему юмора.
В дополнение к
сказанному - выступление на этом собрании Виталия Кириченко, члена СРП, прозаика
НЕ ДРОБИТЕ КУЛЬТУРУ НА МЕЛКИЕ ОСКОЛКИ
Сейчас - не
лучшие времена: писателей <забывают> и <забивают> как духовно-эстетическую
силу. Толстые журналы умирают. Негде печататься. Редакции газет игнорируют
писателей. Да и сами газеты вкупе с местным телевидением ужасно безграмотны.
<Аликсандр, 27 лет, пазнакомица с девушкой до 35 лет для сер. отн.> - -ачастую
даже имя своё не могут правильно написать. Или: <Прадаёца кастра> (вместо
<костра>). От Фиделя слово образуют, что ли? Возмущает приписка почти в
каждом СМИ: <Рукописи не возвращаются и
не рецензируются. Редакция в переписку не вступает>. Тогда как же общаться? Будто все поголовно
напористые графоманы? Тогда пусть и чиновники, прокуроры, судьи
тоже сделают такие приписки для всех граждан. То-то им вольготно будет! Но долго
ли усидят в креслах? И какое право имеют
редколлегии не возвращать чужую собственность? И насколько надо не иметь
совести, быть готовым унизить каждого незнакомого, не из <своих>, человека,
если он к тебе обращается, а ты уничтожающе
молчишь. Раньше литературные издания были под общественным,
партийным контролем, теперь превратились
практически в самоуправную собственность отдельных лиц, выпав из-под контроля и
чиновников, и творческих союзов. Их
названия ассоциируются с фамилиями редакторов, или с кланово-партийными
кормушками. Больше того, если тебя
напечатал один редактор, то немедленно отвергнет другой. И наоборот. Если ты из
другого Союза - <не наш>. -а годы тесного общения творческие люди так насолили
друг другу, что и слышать не желают имени
соперника. И нарушают две библейские заповеди: 1 <До захода солнца прости брата
своего>. <Сколько раз прощать брату моему?> <Не говорю тебе <до семи>, но до седмижды
семидесяти раз>. 2 <Вы - свет мира. Вы -
соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?>. (Иисус о
проповедниках)
Почитайте <Литературную
Россию> и <Литературную газету>, что делается в писательском генералитете. Бьют
головы противников увесистыми статьями, прилюдно выполаскивают грязные штаны,
обвиняют серийно в алчности и грабеже. До мелких ли им периферийщиков? Ганичев,
оказывается, писатель <средней руки>, 96-летний Сергей Михалков уже еле
переставляет ноги, но возглавляет всё и вся, Станислав Куняев захватил два поста
(журнал <Наш современник> и Литфонд), а Евгений Евтушенко прихватизировал 13
гектаров земли в Переделкино. Так ли всё? Кто его знает. Им не до нас. А мы,
районщики, примерно в таком же положении от краснодарцев. По году лежат наши
рукописи без движения, и нигде не прописано, правильно ли это? У администраторов
для ответов гражданам обозначены сроки, можно получить наказание за несвоевременный
ответ. Давайте их применять и в творческих организациях.
Организовываться надо на месте. Особенно важно (лечь костьми!)
наладить тесные деловые контакты с Департаментом культуры. Проблема для
профессионала не в том, чтобы написать, а в том, чтобы напечатать. Руководству надо как-то договориться вместе с редакторами главных журналов и
газет, чтобы печатали хоть раз в неделю художественные произведения. Ввести в
редколлегии вместо почётных питерцев и
москвичей достойных местных поэтов, прозаиков, публицистов. Действующих
литераторов! (Попутно замечу, что недавно трижды мелькнуло имя Ясинского Игоря
Эдуардовича в <МК на Кубани> с добротными статьями). Ещё пример: выпустил свою
замечательную, если не ошибаюсь, 43-ю книгу <Бисер и песок> уважаемый фронтовик Леонид Михайлович Пасенюк (за свой
счёт!). Но хорошую аннотацию на неё негде было напечатать. У меня самого
накоплено около ста рассказов и 4 повести. Опубликовал пока лишь 28. -а свой
счёт выпустил 2 книжки. А что дальше? Жена уже ругает, как растратчика. На
ретро-роман <Стрельба на поражение> Владимира Рунова тоже не довелось увидеть
откликов. А на телевидении его представили заезжие коллеги всего лишь как знатока <краснодарского бунта>,
мимоходом упомянув, что он писатель. -ато в библиотеках, я интересовался, его
книги читают нарасхват. Читатель сам торит дорогу к хорошим книгам. Были надежды на газету <Душа моя>. Редактор
Кирьянова вроде бы не против того, чтобы печатать членов Союза, но учредители
возразили, дескать, на наши деньги нечего! То есть господа продолжают дробить
культуру на мелкие осколки. А надо ли?
Не роскошь ли несколько Союзов - это надо
обсуждать. По-моему, близится время экономии творческих сил, сбора её в один
кулак. Иначе оба Союза будут разгромлены, лишены места и средств. Ведь Сергей
Минаев на встрече с Гордоном заявил примерно так: <Вымрут мастодонты советского
периода, а они доживают свой век, их место займёт творческая молодёжь, появятся
новые объединения>. Писатель этот никакой, но уже миллионер, имеет собственное
издательство. Штампует свои опусы и говорит: <Я умный, потому что богатый>. Он путает. Бог наживы Мамона никогда не дружил
с Дионисием и Афиной Палладой.
Да, с
творческими людьми нелегко. Похлеще политиков: через одного мнят себя гениями и
готовы плеснуть в лицо стакан с томатным соком. Некоторые разъехались в другие
регионы и заграницу, порвали связи с организацией. Надо думать, что с ними
делать? Поскольку творчество происходит в одиночестве, то на его стадии каждый
творец не нуждается в поддержке. Но вот поставлена точка. Кто первым прочтёт
произведение? Кто оценит и подскажет, ведь со стороны-то виднее. Вот тут-то
Союз и должен стать мощной опорой индивидуальщика. Организовать, оживить секции
по видам и жанрам литературы. Чаще их собирать. Вдвоём-вчетвером сошлись,
прочитали свеженькое, высказали мнение, обменялись телефонами и - на связи! В
случае высокой оценки порадовались за собрата, начали всякими способами
рекламировать. Обменялись ценной информацией. Порекомендовали напечатать тому
или другому другу-редактору. Отметили общий успех. И ещё больше себя зауважали!
Вот так я себе представляю творческую жизнь нашего Союза.
Пересчитать
свои ряды, подготовить и вручить всем членам Союза качественные списки имён
писателей с включением всех телефонов и родственников. Чаще обращаться к
действующему Уставу, который должен висеть в <конторе> на видном месте. Вывесить адреса
издательств и СМИ, где можно
напечататься и на каких условиях. Нам, служителям муз и информации, в ВЕК
ИНФОРМАЦИИ, категорически не хватает Информации!
И стремиться
стать одной большой творческой семьёй!
Виктор Алексеевич
Домбровский отстоял свою трудную многолетнюю вахту, управлял Союзом твёрдо и
бескомпромиссно, был сам заслоном для всяческих напористых пронырливых людей.
Все чувствовали его твёрдую руку, заботу о товариществе. Он остаётся уважаемым
и авторитетным человеком среди читателей, на Кубани, в Москве. Он оправдал
рекомендацию Юрия Абдашева. Предлагаю оценить его работу
<удовлетворительно>.
Предлагаю
собранию поддержать выдвинутую нынешним правлением кандидатуру Владимира
Викторовича РУНОВА на должность председателя. Новому руководителю нашего творческого Союза, каковой будет
избран сегодня, тоже будет нелегко. Давайте ему всесторонне помогать. У каждого
пусть будут какие-то постоянные поручения, как в хорошем оркестре: каждый будет
вести свою партию, но под палочку дирижёра. Согласен я и на то, чтобы платить
всем членам Союза разовые небольшие взносы в кассу правления, давайте обсудим
сейчас или позже. Деньги, кадры, информация - решают всё!
***
Виталий Кириченко