Философская основа
предлагаемой Валерием Куклиным тетралогии представляет собой обычный
гуманизм,
не замешанный на всякого рода социальных экзистенциях
и разговорах о том, кто прав и кто не прав. Каждый герой четырех
предлагаемых
вашему вниманию повестей живет своей, особой, отличной от других жизнью,
борется в одиночку и умирает в одиночку. Трагедия заключена в том, что
выхода у
героев нет и быть не может. Все
подданные российского императора, а потом и граждане Советского Союза,
оказываются как бы вовлеченными в круг неразрешимых противоречий, вырваться
из
которых невозможно -- и потому все они обречены попасть под жернова
карательных
органов государства, в котором живут. Слово и дело в империи, как и в
социалистической республике, одинаково находятся не просто в противоречии,
но
даже и в антагонизме: декларируемые права и свободы попираются как раз теми
службами государственной машины, которые обязаны защищать то, что называется
образом жизни общества, его духовной сутью. И за изменой своим принципам
работниками репрессивного аппарата, как следствие, наступает расплата в виде
полного развала государства, которое надеялось на своих полицейских
чиновников
и кормило их.
Если в повестях,
рассказывающих о событиях, которые произошли в Аулие-Ате
до революции, работники жандармского корпуса еще пытаются найти объяснения
своим неблаговидным и порой преступным деяниям, руководствуются выдуманной,
ложной, но все-таки оправдательной доктриной, то советские чекисты даже в
мыслях не имеют желания объяснять себе самим, что поступают они точно так же
неблагородно и подло, как и их предшественники. Происходит нивелирование
морали
работников правоохранительных органов и приведение их к той же норме, что
и у истинных преступников. Именно это
делает исторические по сути книги В. Куклина более современными, чем
большинство нынешних вроде бы современных книг.
Социально значимых книг
на
русском языке, да и во всем мире становится все меньше. Легкость получения
информации привела к тому, что читатель оказывается не в состоянии найти
время
на поиск действительно нужных ему произведений. Тетралогия В. Куклина, мне
кажется, должна избегнуть участи быть невостребованной. Хотя бы потому, что
сюжеты повестей совершенно нестандартны, лишены штампов и делают доступными
для
понимания массовым читателем самые сложные проблемы общества. Вторым
замечательным качеством тетралогии является их географическая и
этнографическая
особенности. Средняя Азия и Казахстан в период их колонизации русскими
описаны
в мировой литературе крайне скудно, книги о жизни в этих краях выпускались,
по
большей части, местными издательствами и широкого распространения не
получили.
Названные мною территории стали таким образом "терра инкогнито" и в
географическом, и этнографическом, и в историческом смыслах. Поэтому даже
для
меня, прожившего в Южном Казахстане большую часть своей жизни, чтение
детективов В. Куклина было не только увлекательно, но и познавательно, я
узнал
об окружающем меня мире и живущих рядом со мной народах так много, что при
случае уже могу и поспорить на исторические и этнографические
темы.
Выход в
свет повести "Однажды в ОГПУ или Служу трудовому народу" в Германии и
тот
общественный резонанс, который вызвала эта публикация, показал, что я не
одинок
в оценке социальной значимости творческой деятельности писателя Валерия
Куклина. А повесть "Ушли в разведку", с которой читатель в настоящем
издании встретится впервые, не только как бы подводит черту под
злоключениями
героев тетралогии, но и раскрывает по-особому суть взаимоотношений людей
различных социальных групп в переболевшем революцией обществе.
По
прочтении последней повести тетралогии я решил съездить в пустыню Муюн-Кумы, найти остатки старой узкоколейки, добраться
до
того места, где был лагерь политзаключенных империи ГУЛАГ, и положить там
цветы. Просто так, в память о людях, о которых много узнал и успел,
оказывается, полюбить.
С.
Копылов
Г. Тараз,
Казахстан
Читайте в "Русском переплете".