Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

20.03.2002
17:17

Александр Воронин - "Разговор в купе"

20.03.2002
17:06

27 марта в СП России "22 шедевра русской реалистической школы"

20.03.2002
12:51

20 марта исполняется 248 лет со Дня рождения русского писателя и государственного деятеля Александра Семеновича Шишкова (1754-1841)

19.03.2002
20:06

"Гарии Поттер" получил антиприз пятой Национальной выставки-ярмарки "Книги России"

19.03.2002
18:32

"России нужны избирательные цензы" - новое в обозрении "На оттоманке с Шиншиным"

19.03.2002
18:17

22 марта на Пятничном вечере "Русского переплета" состоится презентация книги Владимира Хлумова "Роковые письмена"

19.03.2002
14:51

19 марта исполняется 161 год со Дня рождения русского писателя, критика и публициста Виктора Петровича Буренина (1841-1926)

18.03.2002
18:08

19 - 20 марта в усадьбе Боратынских в Казани пройдут юбилейные литературные чтения

18.03.2002
17:03

18 марта - День рождения русского философа Николая Бердяева (1874 - 1948)

    Бердяев Николай Александрович (18 (6) марта 1874, Киев, - 24 марта 1948, Кламар, близ Парижа). Из старинного дворянского рода В 1884 - 94 учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет Киевского университета, в 1895 перешёл на юридический факультет, увлёкся марксизмом. Сблизился с Киевским социал-демократическим комитетом. В 1897 за участие в студенческих волнениях арестован и исключён из университета. В 1900 - 02 в ссылке в Вологде; в эти годы отходит от марксизма С 1904 в Петербурге совместно с С.Н. Булгаковым редактирует журнал "Новый Путь". В 1900 - 06 происходит переход Бердяева на позиции христианского "мистического реализма", обращённого как против государственно-церковной традиции, так и марксизма, понимаемого в качестве религии. С 1908 в Москве сближается с кругом основателей Религиозно-философского общества (княгиня Е.Н. Трубецкая, В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский). В Революции 1905 - 07 Бердяев увидел "две анархии" - красную и чёрную, равно для него неприемлемые (статья "Чёрная анархия", "Слово", 1909. 17 апреля). Один из инициаторов и авторов сборника "Вехи". В них ответственность за "кризис духа" в России возлагал на интеллигенцию, которую обвинил в отказе от поиска истины и подчинении "утилитарно-общественным целям" (статья "Философская истина и интеллигентская правда", в сборнике: "Вехи", М., 1909). В 1911 в основном завершается формирование философской позиции Бердяева как "метафизики свободы" ("Философия свободы", М., 1911). 28 февраля 1917 Бердяев агитирует войска, собранные в Манеже, не стрелять в народ ("Самопознание. Опыт философской автобиографии", М., 1990, с. 212). Февральскую революцию встретил с надеждой, увидев в её бескровности доказательство того, что "русская абсолютная монархия не была народной и не имела твёрдой опоры в народе" ("Русская Свобода", 1917, N 2, с. 17). Полагал, что в России совершается "не классовая, а сверхклассовая, всенародная революция, осуществляющая задачи общенациональные и общегосударственные" (там же, N 4, с. 6). Такой общенациональной задачей считал продолжение войны до разрешения "восточного вопроса, завещанного нашему поколению рядом столетий предшествующей истории", полагал, что партии, ведущие антивоенную пропаганду, "узурпируют волю народа ... будучи меньшинством", и "на практике интернационализм сейчас в России означает защиту Германии и германского социализма, настроенного наиболее империалистически" (там же, N 5, с. 9 - 11). Главную опасность "углубления революции" усматривал в её уравнительном пафосе, нарастании насилия и "мобилизации интересов", то есть классовой борьбы, что ведёт "к нравственному падению русского народа, к атомизации русского государства и распылению русского общества" (там же, N 12/13, с. 5).

    В июне явился одним из учредителей (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве, В.В. Шульгиным и другими) "Лиги русской культуры", которая должна была начать "среди великого разброда и распада, в единении с пробуждённым и отрезвлённым народом созидательную работу укрепления русской культуры и государственности в их неподдельной благородно-национальной форме" (там же, N 9, с. 20). 9 августа на частном Совещании общественных деятелей в Москве сделал доклад об экономическом состоянии России, 10 августа избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября Бердяев работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), которую характеризовал как "комиссию по разделу России" ("Народоправство", 1917, N 16, с. 7).

    Октябрьскую революцию рассматривал первоначально как несущественный эпизод ("всё происходящее в России - чистейшие призраки и галлюцинации"), лишённый творческого потенциала, подчёркивал, что "чудовищный нигилизм, торжествующий в этих процессах, есть явление старой России, а не творчество новой России" (там же, N 15, с. 4 - 5). Считая, что в "Советах крестьянских депутатов сидят не русские крестьяне, а наехавшие из-за границы интеллигенты, чуждые русскому народу", Бердяев призывал к образованию "здоровой национальной демократии с сильным инстинктом национального самосохранения ... с широким базисом в народной массе, с расширенным социальным реформизмом в своей программе" (там же, N 16, с. 6). В январе 1918 констатировал, что "русская революция одержима страстью к уравнению, она движется чёрной завистью ко всякому ... качественному преобладанию", в ней происходит "подбор худших и низвержение лучших. Грозит опасность гибели нашего культурного слоя" (там же, N 21/22, с. 5 - 6). Бердяев объяснял это тем, что "не только русская интеллигенция ... но и русский народ изменил Церкви и отпал от неё" (там же, N 23/24, с. 5). В 1918 избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. -имой 1918/19 организовал Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии и богословию. В статье "Духи русской революции" в сборнике "Из глубины" (М.-П., 1918; издание было запрещено; опубликовано в СССР в 1990), продолжающем идеи сборника "Вехи", Бердяев предложил искать разгадку жестокости русской революции в особенностях духовного склада русского народа, раскрытых Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым.

    В 1920 арестован по делу "Тактического центра", допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским и был выпущен (см.: "Самопознание...", с. 222). В сентября 1922 выслан из России, до 1924 жил в Берлине, затем, с 1933 г. под Парижем (Кламар). Основал и редактировал журнал "Путь" (1925 - 40).Жил напряженной творческой жизнью: работал редактором в издательстве "YMCA-PRESS", выпускавшем книги рус. эмигрантов, читал лекции, часто публиковался. В 1947 в Кембриджском ун-те он получил почетное звание доктора honoris causa. Продолжил разработку основных философских тем, оказав воздействие на развитие западноевропейской мысли. Б. считал, что его мировоззрение раскрывают работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Философия свободного духа", "О назначении человека", "Я и мир объектов". К ним можно добавить историю философской судьбы Б. - "Самопознание", изданную после его смерти. Умер за письменным столом, работая над очередной книгой.

    Сочинения: Истоки и смысл русского коммунизма, М., 1990; Смысл истории, 1990; Судьба России, М., 1990; Философия свободы, М., 1990.

    Литература: Ермичев А.А., Три свободы Н. Бердяева, М., 1989; Vallon M.A., An Apostle of Freedom. Life and Teachings of N. Berdyaev, N.Y., 1960. Н.Л. Соколов

    Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

    По материалам: http://encycl.yandex.ru

    Подготовил
    Олег Любимов

18.03.2002
10:15

Как Россия сможет предотвратить пятую мировую войну

17.03.2002
11:10

Вручены премии "Роман-газеты" за 2001 год

17.03.2002
10:20

Дмитрий Садовский в "Русском переплете"

15.03.2002
16:59

Юрий Астров--ацарицынский, "Дым как определение технократии"

15.03.2002
14:45

Открытие Пятого Московского художественного салона "ЦДХ - 2002"

15.03.2002
14:00

26 марта, вторник, 19-00, в Концертном зале на Пречистенке (ул.Пречистенка, 32)

15.03.2002
00:24

Презентация книги Владимира Хлумова в рамках Всероссийской книжной ярмарки

14.03.2002
19:46

"Один человек - один голос?" - новое в обозрении "На оттоманке с Шиншиным"

14.03.2002
15:42

14 марта - День рождения русского художника Владимира Фаворского (1886 - 1964)

.

13.03.2002
18:49

"В "Кошачьем ящике" - заметка "Время собирать камни", или Научно-популярная книга - о работе Стивена Хокинга "Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр." - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

13.03.2002
17:17

В четверг, 14 марта лекция профессора И.Л. Волгина на тему "Писатель и власть"

<< 461|462|463|464|465|466|467|468|469|470 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100