Кому нужна правда о "Курске"!
Прошло более двух месяцев с момента гибели АПРК "" Курск "" . Раны в душе не заживают, иногда хочется кричать, иногда наоборот замолчать, понимая, что криком или какими либо рассуждениями беде не поможешь. Почти два месяца моя гостевая книга не работала, новых статей не было. Сначала было желание сразу выпустить печатную книгу с моими статьями и заметками посетителей моей странички. Потом решил это сделать позже, чтобычтобы, во-первыхво-первых, не тревожить бередить рану, во-вторых, чтобы избежать обвинений об использовании чужих страданий в каких-либо целях.
Анализ событий, а также сообщения посетителей странички, события последних дней позволили выстроить более-менее стройную картину событий, которые происходили на "" Курске "" . Можно было бы опять удариться в технические детали, высказать наиболее правдоподобную версию катастрофы, пережить вместе с подводниками последние минуты или часы их жизни. Для чего? Даже самая правдоподобная версия все равно останется версией. Правду могут сказать только те, кто обладает всей полнотой информации, это командование ВМФ и Правительственная комиссия. Скорее всеговсего, причины гибели "" Курска "" им известны уже сейчас. И если они не будут заинтересованы, то мы их не узнаем никогда. В нашей стране пока все построено так, что люди, которые своими налогами содержат армию и флот не получают полную информацию о том, куда и на какие цели потрачены их деньги.
В Последнее время , что-то стало меняться. Появились средства массовой информации, которые очень трудно контролировать. Может бытьбыть, именно благодаря им страна узнала о гибели "" Курска "" , были выдвинуты различные версии, идут дискуссии по радио, телевидению в печати. Но информации от Правительственной комиссии или нет, или дается информация, которую опровергают события или сообщения последующих дней.
Я помнюпомню, как хоронили подводников, погибших на К-429. Тогда тоже страна узнала о гибели лодки, только на третьи сутки из маленькой газетной заметки. Но все прошло очень тихо, никого особенно не затронуло это событие. Было прощание с подводниками, были вызваны родственники, быала создана Правительственная комиссия, которая очень быстро перевалила вину на командира подводной лодки, но все это было в пределах Рыбачего, и не выносилось на широкое обсуждение. Многие говорят, что так и должно быть. Не согласен. О своих подводниках страна вообще ничего не знает. Светлана Сорокина искренне удивилась в своей передаче, почему фильм о "" Курске "" сделали норвежцы. Ничего удивительно в этом нет, все закономерно. Норвежцы , видимо , более человечны, чем мы. Именно поэтому , в то время , когда наши средства массовой информации дилетантски докапывались до причин гибели, искали и выставляли напоказ ошибки Правительства и командования ВМФ, именно в это время норвежцы делали фильм о людях, о родственниках погибших, о самих подводниках, ооб их переживаниях. Разные страны, разные ценности. С одной стороны главное человеческая жизнь, с другой главное интрига.
О нашей службе и жизни практически никто в стране не знает. Нет правдивых фильмов о подводниках, нет книг, нет телепередач. Вспоминают о нас только тогда, когда что-нибудь случилось. Даже в таком новом информационном источнике, как Интернет, практически 2-3 странички, которые что-нибудь могут рассказать о нашей жизни. А в США каждый экипаж имеет свой сервер в Интернет, на которомй даже перечислены компаниикомпании, в которых принимала участие ПЛ. Может быть именно из-за того, что о нас не знают и происходят трагедии на море у нас чаще, чем в любой другой стране. Случилась катастрофа на "" Курске "" , появилась видеокамера в Видяево, увидел весь , мир в каких условиях живут наши подводники, ии, пожайлустапожалуййста - делают ремонт домов, даже двери с кодовыми замками поставили.
А ведь любой подводник может рассказать о своей жизни и службе столько, что хватит на несколько фильмов и несколько книг, которые тут же станут бестселлерами.
Только тогда, когда в нашей стране и за ее пределами узнают , в каких условиях живут и служат подводники , . М может быть что-нибудь измениться. Ведь героизм наших моряков не в том, что эти люди долгие месяцы находятся под водой и выполняют там свои служебные обязанности. Героизм в том, что они это делают на фоне необустроенности на берегу. Нет достойного жилья, нет достаточного и своевременного денежного и вещевого довольствия, нет своевременного материального обеспечения корабля, срываются сроки ремонтов техники и т.д. и т.п. И нет верыа в то, что и после службы ты не останешься у "" разбитого корыта "" . И надо памятник ставить и командованию ВМФ и простым подводникам, только за то, что в этих условиях наша страна, до сих пор еще имеет Флот. Вот так и получается, что пошли в Баренцево море на демонстрацию Андреевского флага и опозорились на весь мир.
Теперь о том нужна лили, правда о "" Курске "" , и кому она нужна. Прежде всего , хотелось бы сказать, что любая, пусть даже самая горькая правда лучшелучше, чем ложь. Во-вторых, думаю, что именно гибель экипажа "" Курска "" может что-либо изменить в жизни подводников. Правда, прежде всего, нужна Флоту. Именно поэтому сжимается
сСердце у матери старшего лейтенанта Тылик, когда она видит молоденького лейтенанта. Она понимаетпонимает, какая жизнь его ждет, она сама прожила такую жизнь и никому ее не пожелает. Необходимо помнить о таких лейтенантах, ведь служба для них продолжается, и в таких условиях службы находятся многие сотни моряков. Именно для них нужна правда о "" Курске "" . Ради их жизни, ради их службы, ради самого существования Флота России нужна эта правда.
Именно для этого семьи погибших моряков просили не начинать операцию по подъему тел погибших моряков. Дело здесь не в морских традициях. К стати по морской традиции в море хоронят только при отсутствии какой-либо возможности захоронить на берегу. Дело в том, что родственники прекрасно понимали, что или поднимут тела, или поднимут лодку. И их опасения оправданы.
Самое страшное, что я увидел в фильме норвежцев , это пузыри воздуха, которые вырывались из аварийно-спасательного люка 9-го отсека. Эти кадры никто не показывал у нас во время операции по спасению экипажа, а они говорят о многом. Нас с первого курса училища учили, что при аварии надо приложить максимум усилий, чтобы как можно больше отсеков ПЛ остались сухими. Даже если были на 100% уверены в том, что в отсеках нет живых, зачем топить отсек. Почему нельзя было, для проверки состояния отсека использовать клапана отсоса и подачи воздуха водолазом, другие средства аварийно-спасательных устройств, например клапан осушения аварийно-спасательного люка? Почему норвежцам пришлось изготавливать "" мартышку "" (ключ для подрыава и открывания клапанов) для открытия клапана выравнивания давления, ведь в ЭПРОНовских выгородках они есть? Почему так и не был поднят кормовой аварийно-спасательный буй? Очень много вопросов и практически нет ответов ...... Носовую оконечность ПЛ практически не показывают. Почему? Ведь качество съемки, которую продемонстрировали норвежцы очень высокое. И даже картина разрушений носовой оконечности ПЛ, может дать информацию о характере и причинах аварии. Почему операция по подъему тел погибших подводников проводится с помощью выреза технологически отверстий? Ведь предупреждали же, что любой вырез в прочном корпусе приводит к потереи прочности, и ставиться по угрозу возможность подъема лодки целиком. А именно подъем ПЛ целиком нужен для установления истинных причин катастрофы. Любой, кто изучал СОПРОМАТ или Строительную механику корабля скажет, что вырез в прочном корпусе отверстий приведет к концентрации напряжений на кромках этих вырезов и к потереи прочности корпуса. А это в свою очередь может привести к разрушению корпуса при подъеме. Тем более ,, что отверстия вырезаются не круглые, а прямоугольные. Именно в углах этих прямоугольников и могут появиться трещины. Почему для входа в 9-й отсек не используется люк, который уже вскрывался норвежцами, а опять режут дыру? Ведь люк рассчитан на эвакуацию экипажа даже в громоздком снаряжении ИСП-60. И самый главный вопрос. Почему вместо того, чтобы готовить лодку к подъему, т.е. максимально загерметизировать и по возможности осушить прочный корпус ПЛ и остатки уцелевших цистерн главного балласта, лодку режут. Режут системы живучести ПЛ, такие как система ВВД (воздуха высокого давления), режут набор прочного корпуса, т.е. шпангоуты.
Я думаю, что на все эти вопросы могло бы ответить командованию Флота. Не сомневаюсь, что всему есть разумное объяснение. Иначе не может быть, так как решения по выбору тех или иных действий без сомнения принимают профессионалы. Так и надо сказать людям, используя те же средства массовой информации, что вынуждает принимать именно такие решения . Еще раз говорю - правда лучше, она может только укрепить доверие людей. И не надо думать, что вокруг дилетанты. Люди разберутсяразберутся, где правда.
Только истина может изменить отношение людей к Флоту и поможет возродить Флот. Невозможно уже дальше ждать. Надо сейчас решать - будет Флот у России или нет. И нельзя допустить того, что бы у нас был небольшой, пусть даже хорошо обеспеченный Флот. Мы не можем при размерах нашей морской страны обойтись катерами, шлюпками и джонками. Сейчас надо думать о том, чтобы Флот России стал самым сильным в мире. И начинать надо с вспомогательных средств Флота, в том числе с оснащения новыми средствами спасения на море. Почему у норвежцев есть такие многофункциональные платформы, как "" Регалия "" , а у нас нет ?. Ведь можно же разрешить какой-либо компании вести добычу нефти в море, и появится такая платформа. Освободите эту компанию эотяхотя бы от части налоговналогов, и она будет разрывать контракты и приходить на помощь морякам и гражданского и военного Флота. Надо уже сейчас создавать современные средства борьбы за живучесть кораблей и современные аварийно-спасательные устройства. Давно уже понятно, что на современной ПЛ нельзя бороться за живучесть раздвижными упорами, аварийными брусьями, пластырями и подушками с куделью. Нельзя бороться с пожаром средствамисредствами, которые неэффективны при высоком давлении и в масках, которые вплавляются в лицо подводника. Нельзя для прокладокпрокладок систем высокого давления вместо меди использовать фторопласт, как бы это дорого не было. Практически не существует средств спасения из затонувшей подводной лодки. Те системы шлюзования, которые сейчас установлены на лодках, давно уже устарели. Даже целый и невредимый человек из сухого отсека и при небольшой глубине должен приложить не дюжиеогромные усилия для того, чтобы покинуть лодку. Это не катапульта, как у летчиков, дернул за ручку - и под парашютом.
Да, моряки всегда рисковали, выходя в море. Но , почему этот риск не должен снижаться созданием современных средств спасения ?. И здесь , прежде всего надо задуматься нашим КБ и ЦКБ. Нельзя создавая ПЛ уповать только на бешенныйбешеный запас плавучести. У американских ПЛ запас плавучести в три раза меньше, а тонули лодки в два раза реже. Весь вопрос в том, что первично. По-моему , человеческая жизнь. И при проектировании ПЛ надо исходить из этого. А у нас обитаемость и живучесть далеко не на первом месте. Уже хХватит выезжать на героизме людей.
Да, естественно, подводная лодка, не белый пароход, и риск всегда будет. Но надо создавая и эксплуатируя эту технику думать прежде всего о безопасности экипажа. Должна быть продумана и принята программа строительства и эксплуатации ПЛ. Лодки должны своевременно ремонтироваться и обеспечиваться всеми необходимыми техническими средствами и ЗИПом. Неужели нельзя сохранить и возродить те судоремонтные и судостроительные предприятия, которые уже есть, сохранить тех высококлассных специалистов, которые на них работают. Дайте им возможность получать заказы от иностранныхй судовых компаний. При наших ценах, от заказов отбоя не будет.
Только продуманная государственная программа может поднять Военно-Морской Флот. И здесь нет мелочей. Не маловажно поднять престиж моряков и морской профессии. Когда я, будучи капитаном-лейтенантом сдал зачеты на допуск к самостоятельному управлению электромеханической боевой частью и мне вручали "" лодочку "" , командующий флотилией подчеркнул, что англичане встают при виде моряка с этим знаком на груди. Почему в Англии встают, а у нас удивляются ""...... зачем ты пошел в подводники?.. "" . Не понятнопонятно, почему нашивки на рукаве и морские звания носят люди, которые никогда не были в плавсоставе. Ну не ходишь в море, так и будь подполковником, а не капитаном 2 ранга.
Можно очень долго перечислять, что надо сделать для возрождения Военно-Мморского Флота. И именно гибель "" Курска "" дала нам шанс опять задуматься над этим, не откладывая столь необходимое для страны дело в "" дальний ящик "".
Сейчас, когда я пишу эту статью, в Североморске началась церемония прощания с экипажем. БлагодаряСпасибо им , подводникам "" Курска "", за то, что они разбудили странау начала говорить о проблемах Флота, за то, ч . то они заставили говорить о Флоте, Спасибо им за их мужество и честь.
Очень хочется, чтобы родственники, друзья погибших моряков, несмотря на то, что им очень трудно сейчас и будет трудно всю жизнь , не дали возможность забыть о том, что случилось, дабы такое больше не случилось никогда.
Мы опять открываем гостевую книгу. Здесь можно высказаться и по поводу этой статьи и на любую тему о Военно-Морском Флоте. Возможно, но только после согласования с родственниками моряков "" Курска "" мои статьи и ваши заметки будут опубликованы в печатном виде. Дай Бог, чтобы это помогло стране возродить Военно-Мморской Флот.
Кирилл Бекасов
Выпускник кораблестроительного факультета ВВМИОЛУ им. Дзержинского 1981 года.
Командир группы дивизиона живучести АПЛ 1981-1986г.г.
Командир дивизиона живучести АПЛ 1986-1991г.г.
Командир электромеханической боевой части АПЛ 1991-1995г.г.
Капитан 2 ранга запаса.
29.10.2000г.